«На Новый год грели пятки покойникам»
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Почему в Рязанской области в новогоднюю ночь ходили в курятник, жгли костры и вешали соломенные «люстры»

Новый год не всегда отмечали с 31 декабря на 1 января, до XVIII века в России никто не украшал елки, у наших предков не принято было дарить подарки. Не знали рецепта салата оливье и заливной рыбы, обходились без фейерверков и петард.

О некоторых традициях празднования Нового года в Рязанской области «Русской планете» рассказали ведущий методист ГБУК Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» Анна Щетинина и заведующая отделом развития технологий выставочной деятельности Светлана Кудряшова.

– Праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января повелел Петр I, какого числа справляли праздник до этого нововведения?

– Известно, что в старину Новый год встречали в сентябре, но некоторые исследователи считают, что ранней весной. Это логично: природа оживает, земля готовится к новому посеву, возрождению. До середины XIX века в сознании крестьян сохранилась именно такая уверенность. Встреча Нового года всегда была одним из главных годовых праздников, которых было немного: Прощенное воскресенье, Масленица, Пасха и Троица. Считалось, что во время новогодних праздников связь с потусторонним миром доступна как никогда, потому что такой глобальный переход из одного состояние в другое — и есть нечто непознанное, сверхъестественное. Связь этого мира с потусторонним как раз отражается в традиционных святочных гаданиях, — поясняет Анна Щетинина. — Если говорить о Святочном периоде, в который входили праздники Рождества, Дня Святого Василия и Крещения, то в нем переплелись исконные языческие традиции и обряды церковные. Святки были разделены на два периода: с 7 января до 14-го (мы и сейчас этот день называем старым Новым годом) — святочные вечера, с 14-го до 19 января — так называемые «страшные» вечера.

– Церковнослужители пытались пресечь такие развлечения?

– Здесь вот на что нужно обратить внимание. На все языческие праздники накладывались христианские праздники. Взять ту же Троицу — до крещения Руси этот праздник назывался Семик или Зеленая неделя, переход от весны к лету. В этот день земледельцы украшали свой дом свежей зеленью, когда травы высушивались, их использовали в лечебных настойках. Что мы видим на Троицу? Церковь украшается зелеными ветвями деревьев. Дальше: церкви старались строить на языческих капищах. То есть, по сути, произошло видоизменение названий, жертвоприношений. Если смотреть на обряды в этом срезе, то становится понятно, что многие обычаи сохранялись веками и не противоречили друг другу. И далекие предки обращались в своих заклинаниях–«молитвах» к потусторонним силам, и в православии мы возносим молитвы к святым и к Богу — то есть, высшим силам. Несмотря на некое «перетекание» традиций из древности к более современному периоду нашей жизни, гадания и переодевания в нечистую силу во время колядок официально были запрещены. Перед святочной неделей церковнослужители предупреждали девушек на выданье, что гадание — это грех, бабушки внушали молодым, что гадать опасно.

Ведущий методист ГБУК Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» Анна Щетинина. Фото: Екатерины Вулих/ «Русская планета»

Ведущий методист ГБУК Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» Анна Щетинина. Фото: Екатерины Вулих/ «Русская планета»

– В чем заключалась опасность?

– Открывается связь с другим миром. Именно в «страшные» вечера стирается грань между реальностью и сверхъестественным. Многие обряды отражают переход нашего существования из одного состояния в другое, из этого мира в потусторонний. И во время гаданий девушки обращались к потустороннему миру, желая узнать, что же их ждет в будущем. Старики говорили, что опаснее всего гадать, обращаясь к зеркалам. Зеркала — это как бы полное открытие в потусторонний мир, туда может «затянуть»; из уст в уста передавались истории, когда оттуда не возвращались. Вспомните, как после смерти человека принято завешивать зеркала. Эти поверья можно считать «бабкиными сказками», но ведь и современные, «продвинутые» люди следуют этому обычаю. Так же относились и к гаданиям на воде — в ней, как и в зеркале, можно увидеть то, чего видеть не следует.

– Какие гадания были распространены в Рязанской губернии?

– Общераспространенное гадание: девушки выходили в полночь на перекресток дорог и вслушивались, с какой стороны раздастся первый, к примеру, лай собаки. Откуда он послышится — в той стороне и жених живет. Опять же, смотрите, перекресток символизирует пересечение миров. А гадание на жениха — это думы о замужестве, продолжении рода. С продолжением рода и плодородием земли были связаны и обряды, и все в жизни предков «замыкалось» именно на этом.

Еще одно гадание. Ночью девушки тихонько заходили в курятник и хватали в темноте спящую птицу. Если в руки попадался петух — все, в предстоящем году девушка не выйдет замуж. Если курица, несли ее в дом, где были разложены некоторые предметы: зернышко, вода, ножницы, зеркало, кольцо. Колечко указывало на то, что девушка выйдет замуж очень быстро, вода — муж будет пьяницей, зеркало — самовлюбленным красавцем, ножницы — хорошим портным, зернышко — трудолюбивым, любящим мужем, который принесет в дом достаток. К какому предмету поворачивалась курица — так и жизнь сложится.

Помимо прочего, была такая новогодняя традиция Рязанской губернии — разведение 14 января костров. Бабушки говорили, что так они «покойникам пятки греют». Вроде бы, мы вас помним, чтим, пусть вам будет тепло зимой, но уж и вы про нас не забудьте, оберегайте от невзгод.

– Что было принято дарить?

– Подарков как таковых в старину не было. Разве что колядки — но там были не просто подарки, а товарообмен: мы хозяину дома песню споем, пожелаем всех благ, хозяин нас одарит угощеньем. Если же хозяин не хотел одаривать гостей, то колядующие могли пожелать чего-то нехорошего. Правда, до этого редко доходило.

– А как украшали дома?

– Обходились без елок, даже после нововведений Петра I елки появлялись только в богатых домах, крестьянину выкупить ель из барского леса было слишком дорогим удовольствием. Простой люд зажигал свечи перед иконами, меняли повседневные рушники на чистые, праздничные, но так было принято не только в нашей губернии. У нас же вешали соломенные «люстры» с ангелочками, их еще называли павуками. В одной из наших этнологических экспедиций старая бабушка так назвала, «люстрой». Видимо, старое название уже стерлось из памяти, а по аналогии с современной люстрой так и назвала плетеное украшение. На Рождество внутрь люстры помещали фигурку ангелочка.

Вне зависимости от достатка, в каждом доме обязательно должна была быть фигурка богини плодородия с близнецами. Скорей всего, ее прообразом была славянская богиня Мокошь. Близнецы — это символ достатка, плодородия, всего хорошего, что есть в доме. Считается, что именно близнецы обладают сверхъестественной силой, данной им свыше, — рассказывает Светлана Кудряшова.

– Такие фигурки были в продаже, или их должен был сделать кто-то из семьи?

– Они продавались вместе с копеечными детскими игрушками. Например, свистушками. Свистушки раньше назывались улютками, отсюда название мастера, изготавливающего такие игрушки, — улютошник. Если проще, то мастер-игрушечник. В основном, лепили они игрушки, наполненные каким-то сухим горохом — гремотухи, улютки, мишек, баб, еще вот эти обереги. Последний потомственный мастер Рязанской области, который умел, в числе прочего, делать глиняные игрушки, скончался два года назад, не дожив несколько месяцев до своего 100-летия. Тимофей Андреевич Кондрашов родился в деревне Александро-Прасковьинка Морозово-Борковской волости Сапожковского уезда Рязанской губернии, там и прожил всю жизнь. У него спрашивали, что обозначает эта культовая фигурка, но он уже не помнил. То есть, традиции своего рода, своего уезда соблюдал, а смысла не знал. Просто делал то, чему учил отец и дед. К сожалению, вместе с такими людьми уходят и наши вековые традиции, мы их собираем буквально по крупицам, стараемся сохранить и передать нашим детям. 

«Законсервировано. Нарушений не выявлено» Далее в рубрике «Законсервировано. Нарушений не выявлено»РП попыталась прояснить дальнейшую судьбу известных рязанских «недостроев» Читайте в рубрике «Общество» Пыль и жирУченые пришли к сенсационному выводу - к ожирению может привести обычная домашняя пыль! Пыль и жир

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»