«Могли с прогулки крыло самолета притащить»
Экскурсовод Владимир Самошин. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Экскурсовод Владимир Самошин. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Почему в районе Дягилево даже дети разбираются в модификациях самолетов-бомбардировщиков

В небольшом городке в районе Дягилево, огороженном еще в советские времена от внешнего мира глухой бетонной стеной, соседствует Центр боевого применения и переучивания летного состава (43-й ЦБП ПЛС), 203-й отдельный гвардейский авиаполк самолетов-заправщиков, авиационный ремонтный завод и назвать сухим словосочетанием «жилой сектор» уютные зеленые дворы язык не поворачивается. Тут даже казармы и здания с учебными классами, построенные в первой половине XX века, кажутся по-домашнему обжитыми, монументальными и надежными. В нескольких сотнях метров от всего этого — действующий аэродром. Как возник «городок на аэродроме», как живется семьям летчиков под рев взлетающих самолетов, узнала корреспондент «Русской планеты».

«Работал музей подпольно»

Авиагородок начинается с самолета-памятника Ту-16, намертво привинченного своими шасси к постаменту. Сразу за ним — «пережиток прошлого», КПП, на котором давно уже никто не дежурит, не спрашивает, к кому вы идете и с какой целью. Это военное правило отменено лет 10 назад. Теперь в городок может войти любой желающий, даже въехать, но — до определенного рубежа. По центральной аллее проезд запрещен. На планировку городка наложен отпечаток военной простоты и дисциплины: подъезд к жилым домам и воинской части — по дороге справа, выезд — по дороге слева. Даже дома стоят здесь, как солдаты, в четком строевом порядке, прикрытые маскировочной сеткой — старыми деревьями. Единственная вещь, которая никак не вписывается в окружающую идиллию, это противотанковые ежи, установленные в начале центральной аллеи и перед воротами воинской части. Потому как на территорию гарнизона «за здрасьте» по-прежнему не попадешь. Но можно сказать волшебные слова: «В Музей дальней авиации», и двери КПП раскроются.

Почти сразу же пропускной «вертушкой» гостей встречает Владимир Ильич Ульянов (на постаменте) и Владимир Васильевич Самошин (на своих ногах) — некогда действующий летчик, в настоящее время — отставной майор и экскурсовод.

– Первый за сегодняшний день взрослый человек пришел, а то все «школота». Среди ребят мало таких, которым действительно интересны экспонаты музея и история дальней авиации. А наши, из 21-й школы, уже и так почти все знают. Ну, с чего начнем?

Начинаем с истории городка, который был заложен в 1940 году. Правительством СССР было принято решение организовать высшие школы штурманов, одна из которых и была открыта на аэродроме в Дягилево. Возглавил школу генерал-майор авиации Александр Беляков — тот самый штурман знаменитого экипажа Чкалова, который первым совершил перелет в США через Северный полюс на самолете АНТ-25. При приближении фронта к Рязани Высшая школа штурманов продолжила свое существование в Средней Азии, в 1944 году вернулась в Дягилево. В то время и началось строительство «сталинских» жилых домов.

Одна из экспозиций Музея ДА. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

– Штаб, солдатский клуб и казармы для военных и какие-то дома для летчиков начали строить еще в 40-м, у нас даже где-то есть план, какой дом начали строить первым, какие потом. И после войны, когда аэродром заработал в полную мощность, семьи летчиков и слушатели школы высадили тут деревья и разбили клумбы — чтоб не задохнуться от поднимаемой самолетами пыли, — рассказывает Самошин.

К 50-м годам появился фруктовый сад, стадион, началось строительство дороги, ближе к 60-м начинается строительство школы, на месте корой были поочередно пустырь, огороды и детская площадка. До этого времени, по словам старожилов, школа располагалась в здании Солдатского клуба, на третьем этаже. На первом проходили танцевальные вечера. Во время танцев патруль следил за тем, чтобы советская молодежь не вздумала станцевать рок-н-ролл или какой другой буржуазный танец — как и во всех других клубах страны. Строго соблюдался комендантский час: появление ребенка или подростка на улицах городка после 21:00 было чревато серьезными последствиями для родителей.

За разговором подходим к музейным залам. Первые стенды посвящены первым летательным аппаратам и первым летчикам, но самого интересного, на взгляд Владимира Васильевича, пока среди экспонатов нет.

– Был в нашем архиве, там нашли газету «Рязанские ведомости» за 1911 год, в номере — объявление о первом полете над Рязанью летчика Габер-Влынского Адама Мечиславовича, известного испытателя. Полет был показательным, своеобразным представлением: в заметке говорится, что количество билетов ограничено. Вот такое открытие, широко о посещении Габер-Влынского, этой мировой знаменитости, нашего города, не было известно. Собираемся отксерокопировать страничку и поместить ее сюда, — сообщает Самошин.

В музейных залах, как и положено, — фотографии, биографии, макеты и ордена. Но есть такие экспонаты, перед которыми замирает сердце. Ржавая «рукоятка пулемета ШКАС штурмана Бибикова» — именно так отмечен экспонат. По словам Владимира Васильевича, когда часть оружия откапывали из земли, ее сжимала кисть погибшего летчика. Или стенд с военными снимками, на которых виселицы и дети, плачущие над убитыми матерями. Стенд перетянут колючей проволокой, под ним — свеча памяти и печка-буржуйка. Рядом рабочий патефон с пластинкой Утесова. Хрипы, шуршание, и — вот он, голос, которым заслушивались в минуты затишья. Именно под него мечтали о мире и влюблялись.

Или винт от самолета Ил-4, сбитого под Рязанью в 1941 и извлеченного из земли в 1989 при проведении раскопок в Агро-Пустыни. Одна лопасть пробита.

Еще один раритет — наградной пистолет с надписью «В память Отечественной войны» — чуть не покинул стены музея: во время своего визита им сильно заинтересовался назначенный тогда министром обороны Анатолий Сердюков. Оружие осталось на месте, но после того памятного визита были вывезены трофейные часы из красного дерева, а сам музей приказано закрыть по причине «аварийности и убыточности».

– Почти 2 года музей работал «подпольно», но так и не закрылся по-настоящему, — вспоминает Самошин.

Еще одна экспозиция находится прямо под открытым небом: это площадка авиационной техники, на которой собраны самолеты Ту-16, М-4, Ту-22ПД, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К. Для взрослых экскурсантов и жителей городка эти летные машины почти священны, мальчишки не могут удержаться, чтобы не влезть на крыло какого-нибудь самолета.

– Ругаем, запрещаем, но пацаны — они и есть пацаны, что с ними поделаешь. Лишь бы вандалы не лазили, а то всякие у нас случаи были, — поясняет экскурсовод.

«Станем летчиками, у нас судьба такая»

У старожилов авиагородка бесполезно спрашивать, как они могут жить при постоянном реве самолетов.

– Соседи переехали в другой район города. Хорошее место, аллея зеленая рядом, но и железная дорога недалеко. Мы с мужем приехали в гости, посидели, и я ужаснулась: «Как вы живете в этом аду, тут же от поездов уши закладывает». Потом переглянулись и расхохотались: шума самолетов не замечаем, а поезд сразу услышали, — рассказывает с улыбкой бывший директор дягилевского Дома офицеров Наталья Киреева.

Говорит, что и сейчас авиагородок выгодно отличается от любого микрорайона города, но 20 лет назад никто из старожилов и мысли не мог допустить, чтобы переехать в центр города.

– Здесь даже воздух был гораздо чище. Возвращались из города — надышаться не могли. А чистота какая была в нашем городке. Просыпаешься утром — а командир части уже прошел по всей территории, уже выслал солдат на уборку, уже метут до блеска. С детьми вообще проблем не было: накормили — выпустили на центральную улицу, никогда в голову не приходило, что что-то с ними может случиться. И вот еще о чем жалею: нет сейчас такой дружбы между соседями, какая раньше была. Бывало, заходит соседка и говорит: «Наташ, ты сегодня не готовь обед, я кастрюлю котлет навертела». Завтра я на всех готовлю.

Винт самолета Ил-4 с пробитой лопастью. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Наталья Николаевна — жена офицера, женщина выносливая, всегда оптимистически настроенная. Но эти воспоминания ей даются нелегко: «Разбередила ты мне душу», — признается, отворачиваясь в сторону. Потому что нет уже ни Дома офицеров, ни былой дружбы офицерских семей, да и сам городок наполовину принадлежит городу, а не Министерству обороны. После того как жилые дома авиагородка отошли муниципалитету, многое изменилось. Даже, вспоминают местные, хотели отобрать у них артезианскую скважину и продавать «очень-очень вкусную» воду в ларьках. Но военные — на то они и военные: отбились.

– Еще у местных пацанов было «волшебное» место, его называли «солдатской свалкой» — это была настоящая свалка авиационных запчастей возле аэродрома. Сыновья наши пропадали там с утра до ночи, чего только во двор ни тащили — все что-то невиданное мастерили. Могли и крыло от самолета притащить, мы только ахали. А порядки были на самом деле очень суровые. Ко мне мама из деревни приезжала — так я должна была заранее оставить заявку на КПП с ее паспортными данными и целью приезда. Если вдруг приезжала на машине с шофером — указать и данные шофера, и номерной знак автомобиля. А вот девушки из педагогических института и училища к нам так проходили: мы их приглашали на вечера в Дом офицеров.

Обхожу городок еще раз, уже по вечерней темноте. Тихо, спокойно, почти безлюдно — непривычно. При попытке сфотографировать ворота воинской части ко мне подбегает молодой военный с КПП, спрашивает документы. После небольшого разбирательства выясняем, что, вроде бы, ничего секретного в самом существовании ворот нет, но и снимать их тоже почему-то не принято.

Уже на выходе останавливаю двух 10-летних друзей.

– Ребята, а вы в музее бывали? К самолетам часто ходите?

– Ой, да сто раз были, мы тут все знаем, мы ж по-любому станем летчиками, — отмахнулся один из них и глубокомысленно добавил, — У нас судьба такая.

«Санкции на нашу продукцию не распространяются» Далее в рубрике «Санкции на нашу продукцию не распространяются»Как работает уникальное рязанское предприятие по изготовлению протезов Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»