«Не уметь плести было позором»
Директор этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Директор этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Чему шиловские лозоплетельщики научились у французских мастеров

Шиловское лозоплетение считается одним из традиционных народно-художественных промыслов в Рязанской области. Однако директор этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов уточняет, что лозоплетение в Шилове ремеслом или промыслом было лишь в очень краткий период. Исторически плетение из лозы относилось к домашнему хозяйству — то есть изготовлению предметов первой необходимости для личного пользования.

Со времен Тутанхамона

Шиловский этнокультурный центр «Заряна» — то самое место, в котором время остановилось примерно в конце XIX века. Плетеные коврики и ткацкий станок, ступа и печь, лапти и валенки ручной работы, обереги и мешочки с душистыми травами — все эти предметы встречаются в каждой комнате. Еще старинное зеркало с потрескавшейся амальгамой, комод с секретером, массивный сундук позапрошлого столетия. Замечательное чучело Масленицы, которому в выходные предстояло сгореть на праздничном костре. Плетеные вазы, конфетницы, корзинки — это современные изделия из лозы и соломы. Но есть и старинные, которые чуть позже достанут из кладовых, набитых поистине чудесными вещами, принадлежащими когда-то прапрабабушкам.

– Искусство плетения возникло еще в каменном веке, было широко развито в Азии и Африке, в Древнем Египте и, конечно, на Руси. Плетеные стулья были найдены даже в гробнице фараона Тутанхамона. Изначально все плетеные изделия имели утилитарное предназначение, только потом, в 90-х, пошла мода на мебель в стиле «ретро». К сожалению, краткосрочная. В нашем Шиловском районе, крестьяне издавна плели коробы для домашней утвари и одежды, оплетки для бутылей, футляры для ножей, пастушьи кошели, корзины для грибов и ягод. Чаще всего эти предметы, изготавливаемые шиловцами, были из неочищенного ивового прута, потому что незачем было украшать, не важно, какой вид имела корзинка, главное, чтоб была крепкой и долго служила, — рассказывает сотрудник этноцентра Наталья Лесникова. — Кстати, до недавнего времени в шиловской электричке пожилой мужчина продавал такие корзины и короба, из нечищеного прута. Но в последнее время его не видно.

Какие-то плетеные предметы быта находятся за витринным стеклом: старые и ломкие, их не стоит лишний раз «тревожить». К примеру, клубок лыка, из которого сплетены лапти, выставленные рядом. Лыко, по словам специалистов, лучше всего брать от липы: с ним проще и приятнее работать. Другие вещи можно снять со шкафа и потрогать, но они настолько тяжелые, что в одиночку не достать. Плетение плотное, прутик к прутику, без единого зазора.

– Одни корзины светлые, другие почти черные — из разного материала?

– Дело не в материале, а в способе приготовления ивового прута. Весной, чуть позже, когда начнется движение сока, придет пора сбора прутьев. В это время прут можно не вываривать, а снимать кору просто так, она как раз податливая. Такой прут будет светлым. Летом, примерно с середины июня до середины августа, прут никогда не собирали. Если идти на сбор в другое время года, обязательно придется вываривать, только тогда можно будет снять кору, еще с горячего прута. Такой прут, вываренный, как раз становится темным. Варят в простой воде, без всяких добавок, в обычном баке. Потом дают просохнуть. Сортируют по длине и толщине. Но во время изготовления какой-либо вещи снова замачивают в воде, либо укладывают в мокрую тряпочку. Иначе с прутом невозможно будет работать.

По словам Натальи Анатольевны, некоторые способы плетения, исконно шиловские, безвозвратно утеряны. Показывает мне тяжеленный короб без дна — в таком виде предмет домашнего обихода достался центру. Скорее всего, в коробе хранились какие-то предметы одежды или даже приданое невесты.

– Пробовала повторить рисунок — не получилось. Кроме того подобное плетение очень тяжело выполнить чисто физически, потому что прут толстый. Вероятно, эту вещь плел сильный мужчина.

Французский ажур

– Плели крестьяне предметы быта для своих нужд, пока не приехал в свое имение граф Лев Сергеевич Голицын. Он долгое время провел во Франции и, кроме секретов приготовления виноградных вин, привез в Россию плетеные вещи. Но не такие, что мастерили местные, а ажурные, легкие. Уже не просто для быта, но и для украшательства. И организовал артель крестьян, которые начали осваивать «заморские» способы плетения, — продолжает Андрей Николаевич. — Разбирались в узорах сами, без учителей, наши крестьяне всегда были людьми сметливыми. К тому же, азам плетения учились с самого детства, не уметь сплести, к примеру, корзину, считалось позором для мужика. Впрочем, для бабы тоже. Как раз в то время, когда функционировала артель, лозоплетение и стало на некоторое время промыслом, потому что вещи изготавливали на продажу.

Стулья, плетеные «французским» способом. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Выносит из запасников гордость и историческую ценность центра — два плетеных стула. Плетение разное. Спинка одного из них несколько повреждена, более поздняя «заплатка» имеет другой цвет.

– Видите, мы попытались отреставрировать, но материал приобрел другой цвет, мы и оставили стул в покое. Сделаны из ежевичного прута. Эти вещи, конечно, не со времен Голицына остались, а изготовлены артелью инвалидов, организованной после Великой Отечественной. Но по той же, «шиловско-французской» технологии. Тогда много увечных домой вернулось, а лозоплетение все же в наших краях было всегда, вот и была организована артель. Помню, в 60-х годах рядом с нами жил сосед по фамилии Ромашин, безногий ветеран Великой Отечественной. Он состоял в артели надомником. Заготавливал прут по весне, заполнял им целый сарай, потом принимался за работу. Однажды и мои родители заказали ему предметы мебели — два стула и стол. Это обошлось нам в 10 рублей.

Андрей Николаевич снова скрывается в запасниках и выносит новое чудо — то ли сумочки, то ли баулы. С открывающейся небольшой крышкой, даже с замочком — естественно, все плетеное. Уточняет, что один «ридикюль» изготовлен в позапрошлом веке, другой — современная копия. Оригинал более тяжелый и тоже сплетен без единого просвета.

Гаврилов показывает вещи, сплетенные из лыка и соломы, свежие прутья, заготовленные для проведения мастер-класса. Соломенные вазы, фигурки-обереги, люстры и цветы, заварной чайник с чашками — легкие, кружевные, почти воздушные.

– Мода на плетеные вещи то проходит, то возвращается, — с сожалением констатирует Андрей Николаевич. — В 50-х годах такие предметы пользовались успехом, потом появились современные материалы — ДСП, пластик. У нас функционирует предприятие «Шиловская лоза», на котором вручную изготавливают мебель для дома и дачи, сани, корзины. Изделия идут «на ура» на всевозможных выставках и ярмарках, но в повседневной жизни не пользуются спросом, потому что ручная работа стоит дорого. Гораздо дешевле, к сожалению, купить такие же вещи, только китайского производства. Неправильно это как-то. Постоянно говорят, что надо возрождать народные ремесла, надо возрождать. Но выставка прошла — и забыли. А ведь народные обычаи и ремесла — это и есть народная душа.

Очиститься и впустить красоту

Казалось бы, все уже сказано, но вдруг Андрей Николаевич сообщает, что хороший прут, мастерство рук и знание красивого узора — вовсе не главное в лозоплетении. Гораздо важнее, когда работаешь с природным материалом, иметь чистую душу и светлые помыслы.

– Старые мастера, которых уже нет, говорили: собираясь на заготовку прута, нужно «очиститься» — то есть, не сквернословить и не употреблять спиртное. По меньшей мере, дня три. Потом пойти на берег реки, поздороваться с ивовым кустом. Поклониться на 4 стороны, положить на землю кусочек хлеба. И сказать такие слова: «Матушка-лоза, растешь ты по велению божьему, дозволь взять ветки твои. Для дела нужны, не прогневайся. Не со злобой беру, а с душой доброй». Тот самый мой сосед, если что выходило у него криво и некачественно, сокрушался: «Видать, согрешил словом или в мыслях, когда плел. А надо бы перед работой впустить в себя красоту божью».

«У нас тут у всех жизни одинаковые» Далее в рубрике «У нас тут у всех жизни одинаковые»Женщины из отдаленных сел Клепиковского района рассказали, как живут без мужчин и работы Читайте в рубрике «Общество» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»