Новости – Общество
Общество
«Люди стояли с иконами, и огонь их не тронул»
Картина "Пожар на нефтезаводе". Фото: Екатерина Вулих/ "Русская планета"
Из-за чего происходили частые пожары на рязанской земле два века назад
8 января, 2016 07:00
10 мин
В праздничные дни рязанским пожарным предстоит работать в усиленном режиме. Руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Рязанской области Дмитрий Гавриков сообщает, что большинство возгораний в новогодние каникулы происходит в частных банях, когда разгоряченные алкоголем сограждане пытаются «оздоровиться». Но не меньше несчастных случаев от невыключенных электроприборов. В прошлом и позапрошлом веках вопрос пожаробезопасноти стоял не менее остро, как горожане справлялись с «красным петухом» и как развивалось пожарное дело в Рязани, узнавала корреспондент «Русской планеты».
Останки в печи
Города и селения Рязанской земли неоднократно выгорали дотла — об этом свидетельствуют летописи и находки археологических раскопок. В 1494 году полностью выгорел Переяславль Рязанский, в 1681 году — город Пронск, в 1825 году, в период страшной засухи, огнем была уничтожена треть Касимова, в 1837 году выгорают рязанские городские хлебные ряды, в 1846 году — целые улицы бедняков в Скопине, в 1847 году происходят умышленные поджоги в Спасске-Рязанском. Виновные не были найдены, несмотря на то, что дело дошло до императора. В 1867 году в Рязани сгорел первый театр, построенный из кирпича. В 1872 году в отдаленном селе Ухолово сгорело более 300 домов с надворными постройками; причиной стал также умышленный поджог.
С этих исторических фактов начинается экскурсия в Рязанском музее пожарного дела, созданном в 1979 году начальником УПО Рязанской области полковником внутренней службы Львом Калининым (ныне покойным — Примеч. ред.). Далее следует рассказ о жуткой археологической находке: в печи XIV века были обнаружены останки маленького ребенка. Рядом найдены наконечники стрел. Ученые сделали вывод о том, что ребенок попытался спрятаться в печи от завоевателей, но укрытие не спасло малыша: он был сожжен вместе с домом.
– В мирное время, если находили поджигателей, пороли их кнутом, потом отправляли на каторгу, — настолько серьезным считалось преступление. Пожары были страшным стихийным бедствием для наших предков, но какой-то упорядоченной, централизованной борьбы со стихией организовано не было, хотя в тушении пожаров участвовали почти все горожане. Они сбегались к месту пожара, прихватив с собой из дома подручный инструмент. Ведра, багры, вилы и лопаты для такого случая всегда хранились под рукой, на видном месте. И лишь 8 июня 1822 года рязанский губернатор Лобанов-Ростовский по всем уездным городам разослал наказ непременно организовать пожарные команды и содержать их за счет городов. Команды предписано было составить из отставных военных и низших полицейских чинов, что и было сделано. С тех пор 8 июня 1822 года считается днем рождения Рязанской пожарной охраны, — рассказывает Дмитрий Гавриков.
Как выглядели первые пожарные, можно увидеть тут же: оловянные фигурки огнеборцев в сюртуках и затейливых касках были обретены музеем при содействии Санкт-Петербургского Музея пожарной охраны. Сотрудники того же музея «поделились» насадками первых заливных насосов.
Уменьшенная копия пожарной линейки. Фото: Екатерина Вулих/ "Русская планета"
Уменьшенная копия пожарной линейки. Фото: Екатерина Вулих/ "Русская планета"
И потрогать, и примерить
К какой бы категории ни принадлежал посетитель музея, он первым делом устремляется к центральным экспонатам — двум пожарным обозам огненно-красного цвета.
– В конце XIX–начале XX века такое «противопожарное оборудование» изготавливалось Московским акционерным обществом «Густав Лист». Эти копии для нашего музея воссоздали на Касимовском обозном заводе, который функционировал в 80-х годах прошлого века. Копии немного уменьшены специально для помещения, но включают в себя все основные детали: ручной пожарный насос, сорокаведерную бочку с водой и саму линейку для доставки пожарных к месту возгорания. К сожалению, в те времена оборудования зачастую не хватало, не хватало и профессиональных пожарных. В связи с этим команды были выведены из полицейского ведомства и переданы, как сейчас говорят, в муниципалитеты. К тому же, высшими чинами было предложено нанимать в пожарную охрану и мужчин из городских и сельских обывателей. Такое порядок существовал вплоть до 1917 года, но об этом чуть позже, — интригует руководитель пресс-службы, по совместительству, в день моего посещения, еще и экскурсовод.
Порядок действий при обнаружении пожара был следующим. На пожарной каланче звучал колокол, дежурным вывешивались сигнальные флажки, при помощи которых пожарные узнавали, в какой части города или селения случилось ЧП. К слову, самая высокая пожарная каланча в Рязани располагалась на месте Рязанского филиала института культуры, что на площади Театральной. Из подсобных помещений вручную выкатывались тяжелые обозы, из конюшен выводились лошади, из казарм выбегали пожарные. Первым по улице скакал вестовой, звуком сигнальной трубы расчищавший дорогу линейке с бочкой, на козлах которой сидел пожарный-кучер. Далее следовали обозы с пожарным инвентарем. Чуть позже начали использовать раздвижные лестницы.
Сильное впечатление производят картины рязанских художников, написанные специально для музея в конце 70-х годов прошлого века. Может быть, они не представляют художественной ценности, но полностью создают впечатление того, словно ты находишься в самом центре трагедии. Клубы черного дыма, оранжевые всполохи огня, груды бревен и каких-то труб и серебристые шлемы пожарных, сражающихся со стихией. На двух картинах изображен пожар на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе.
– Этот пожар был одним из крупнейших второй половины XX века. И последним из пожаров на данный момент, в котором погибли спасатели. Это командиры отделения ВПЧ № 2 младший сержант внутренней службы Виктор Агапов и старший сержант внутренней службы Василий Ерзылев, замначальника ВПЧ № 2 старший техник-лейтенант Николай Пальгин и инструктор профилактики ВПЧ №8 старший техник, старший лейтенант внутренней службы Евгений Окуньков. Они посмертно награждены медалями «За отвагу на пожаре» и, по печальной традиции, навечно внесены в списки личного состава части. А теперь я, с вашего позволения, постучу по дереву на счет того, что это были последние трагедии: пожарные — люди суеверные. Не удивляйтесь, мы даже не прощаемся за руку, когда расходимся по домам, чтобы не встретиться ночью, на пожаре, собравшись по тревоге. Примета такая старая.
Фотографии вековой давности, старые багры и пожарные топоры, переданные в дар музею потомками первых пожарных Рязанской губернии, хранятся за витринными стеклами: эти экспонаты трогать ни к чему, они слишком ценны. Есть в этом музее и экспонаты-загадки, которые, может быть, еще удастся разгадать современникам.
Восстановленное фото пожарного обоза. Фото: Екатерина Вулих/ "Русская планета"
Восстановленное фото пожарного обоза. Фото: Екатерина Вулих/ "Русская планета"
«Ленинский» телефон и портреты неизвестных
Одна из загадок — старое выцветшее знамя с надписью «Борьба с красным петухом». Известно, что это подлинное знамя пожарной части, но какой — не может сказать никто. Организаторов музея нет в живых, экспозиция переезжала из одного здания в другое, информация об экспонате затерялась.
Следующая загадка связана телефонным аппаратом, который, согласно легенде, стоял на столе товарища Ленина в момент подписания вождем мирового пролетариата декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем».
– Откуда взялись эти сведения, мы, признаться, не в курсе. Но все уверены в том, что аппарат принадлежал Ленину, потом каким-то образом попал в рабочий поселок Сапожок, а потом уже — в музей. Словом, если кто-то из исследователей нам расскажет, так ли было на самом деле, будем благодарны, но нам эта легенда нравится.
Еще одна тайна связана с пожарной частью Захаровского района. Оттуда была привезена картина с портретами двух огнеборцев на фоне пожарной каланчи. По всей видимости, это были уважаемые люди, но, опять же, кто они, за какие заслуги были написаны их портреты — история умалчивает.
«Хотите — верьте, хотите — нет»
Часть экспозиции посвящена героям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — пожарным нашего региона, которые были призваны на фронт и продолжали служить родине. Работа по восстановлению таких имен еще не закончена. Не забыты имена героев, погибших во время или после ликвидации пожара на Чернобыльской АЭС. Фотографии с этих стендов проникают в душу и навсегда остаются в памяти.
Есть и настоящие трофеи, привезенные с рязанских пожаров.
– У нас ведь не просто музей, а еще и уголок наглядной агитации. Вот это — телевизор, в нем стоял, как потом выяснилось, некачественный предохранитель. Эта черная масса — бывший электрический чайник, а вот тут – настольная лампа. Была когда-то. Такое случается, если, уходя из дома, не выдергивать шнур от электроприбора из розетки.
Совсем рядом – предмет, который бесценен не только для музея, но и для всей Рязани – икона Божьей Матери «Неопалимая Купина». Считается, что она хранит наш город от серьезных пожаров.
– Здесь каждый решает, верить или нет. Но я сам был свидетелем, когда во время пожаров 2007 года жители некоторых сел нашей области стояли перед своими домами с иконами Неопалимой Купины, и огонь не тронул эти селенья. Вокруг все выжжено, а эти села остались целыми, — завершает рассказ Гавриков и, по привычке настоящего пожарного, напоминает выключать электроприборы перед выходом из дома, аккуратно обращаться с новогодними фейерверками и встречать год, соблюдая все правила противопожарной безопасности.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости