Новости – Общество
Общество
Сезам, отварись!
Правильно собранные травы в Шиловском этнокультурном центре «Заряна» . Фото: Екатерина Вулих / "Русская планета"
Как собрать и приготовить целебную траву, чтобы излечить, а не навредить
8 июня, 2016 15:55
6 мин
Искусство собирательства трав и их применения в лечебных целяхвозникло на земле вместе с появлением человека. Секреты травознаев передавались по наследству. Как собрать целебную траву, чтобы она помогла излечению, а не навредила, «Русской планете» рассказал директор Шиловского этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов.
В центре «Заряна» под потолком развешены засушенные травяные «букеты», от аромата которых проясняется голова. Лежат лоскутные одеяла, неподъемные сундуки, плетенные из бересты лапти и торбы.
Андрей Николаевич утверждает, что все эти травы — действенные, потому что собраны по правилам.
– Самое главное правило: уважай природу. Люди переселились из деревень в города, отошли от природы. Но даже растения надо собирать с уважением к ним, к растениям. Помимо этого, знать, в какое время какое растение собирать. И для какой цели. Целебные травы, собранные абы как, не в положенное время, будут бесполезными, могут даже навредить.
Время сбора растений — когда они входят в силу — называют именинами. К примеру, по словам Гаврилова, тысячелистник «сигнализирует» о готовности к сбору, когда запахнет медом. Этот период продолжается от двух часов до двух дней. Какие-то растения нужно брать ранним утром, по росе, какие-то — вечером, когда они впитали в себя силу солнца. Сейчас невозможно назвать определенные даты, с которых наступает пора сбора того или иного растения, потому что лето перестало быть по-настоящему теплым, погода глобально изменилась.
– Искусству этому долго раньше учились, с самого детства. Женщин, постигших все секреты трав, называли знающими. А кто и колдуньями называл — такими чудесными порой бывали результаты применения трав. Мужчины, занимающиеся травами, — это редкость.
К сбору растений начинали готовиться за три дня: в это время нельзя было сквернословить, злиться, пить водку, вступать в интимные отношения с супругом. Мылись, одевались в чистое, выходили из дома на ранней заре. Приступали к сбору после произнесения молитвы.
Директор Шиловского этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Фото: Екатерина Вулих / "Русская планета"
Директор Шиловского этнокультурного центра «Заряна» Андрей Гаврилов. Фото: Екатерина Вулих / "Русская планета"
– Собирали растения, ступая по земле босыми ногами, перед сбором произносили такие слова: «Свята мати земля! Ты всем травам мати, деревам мати! Родишь ты их по Божьему разумению. Помилуй мя, грешную рабу, благослови, мати, от земли травы собирати. От Бога зелие, от земли корение». Рядом с местом сбора клали кусок хлеба с солью — вокруг места ножом очерчивали по земле круг, снова произносили слова: «Трава божия зверобой именем. Дозволь взять тебя не похоти ради, а ради дела богоугодного, лечебного». При сборе вставали спиной к солнцу, срезали не весь кусточек, а лишь несколько веточек, на которые попадала тень травницы. Не говорилось «срезали» или «сорвали», правильно было сказать «принимали». И принимали не просто так, а проносили через серебряное кольцо или петельку из красной шерстяной нити. Во всех этих действиях был смысл: верили, что так сохранятся целебные свойства трав во время сбора.
Сушить травы нужно, связав пучками, цветками вниз. У трав, разложенных для просушки на плоской поверхности, целебные свойства уже будут не те. Еще одно правило, которое возникло уже в современном мире: нельзя заготавливать сбор вблизи производств, жилых комплексов и автодорог. Проще говоря, лечебные растения, собранные в черте города, отдадут желающему излечиться от какой-то болезни не целебную силу, а все успевшие накопиться вредные вещества.
Показывает распечатку с воспоминаниями одной из старых знающих из села Борок Натальи Ивановны Кирсановой: «Вот как в стародавние-то года траву собирали — с уважением, по обычаям предков… А нынче? Это что за целители? В лес идет — не поклонится, в поле ступает — не помолится. Наматерится, нажрется — грязный, нечесаный идет за травами… Как сено накосит, побросает… Кипятком залил — пей… Нету самого главного, без чего травушка не добро дает, а непотребство одно: нету святости».
Чтобы целебное растение принесло пользу, нужно знать сотни нюансов. К примеру, высушенный синеголовник обретает самую силу только через два года после сбора. И растение нельзя проносить через реку — таковы поверья. Если взять чагу с мертвого дерева, она не будет иметь никакой силы, если с живого — надо знать, с какой стороны она росла, только тогда станет понятно, какими целебными свойствами обладает. Если полынь опустить в кипяток на 2–3 минуты, полученный напиток будет тонизировать, если настоять — то успокаивать. Ромашка является лечебной, если ее сердцевина — полая, собирать ромашку следует в то время, когда она начинает источать аромат яблоневого цвета. А если любой отвар перекипятить, то он потеряет все полезные свойства.
– И еще сотни таких «мелочей», которые на самом деле мелочами совсем не являются, — хитро улыбается Андрей Николаевич. — В старые времена человека, которого укусила бешеная собака, лечили особым отваром листьев плакун-травы — короля всех трав. И лечение было успешным. Говорят, что плакун-трава появилась на местах, куда капали слезы Божьей Матери, когда распяли ее Сына. Из корней растения делали нательные крестики и надевали их в дальнюю дорогу — крестик охранял от нападений лихих людей, от нечистой силы.
Широко известный по сказкам и легендам папоротник, который цветет на Ивана Купалу и помогает в поисках кладов, на самом деле целебное растение —изгоняет кишечных паразитов, снижает высокое артериальное давление.
И, конечно, сегодня уже известно: все перечисленные и другие травы не заменяют традиционного, прописанного врачом лечения диагностированной болезни. Они работают для поддержания организма и профилактики и подходят тем, у кого нет непереносимости их компонентов.
– Существует растение, очень похожее на папоротник, только листья крупнее и цветом отдает в багрянец. Называется Любов цвет, по поверьям, цветет раз в 500 лет на праздник Рождества Богородицы. У одной нашей местной бабушки была рукопись, в которой описывается этот цветок, но женщина умерла — рукопись исчезла. То ли наследники выбросили по незнанию, то ли еще что произошло, мы не успели попросить эту рукопись. По преданию, его обязательно нужно найти и «принять», как ребенка, который появляется на этот свет. Если это произойдет — следующие 500 лет на Земле будет мир в глобальном смысле этого слова, если нет — ну... Плохо нам придется.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости