Новости – Общество
Общество
«Моих кукол ждали в подростковой колонии»
Вера Кочнева. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
Мастер по изготовлению маппетов из Рязани — о том, как она борется со злом и наводнениями
26 января, 2016 15:25
8 мин
Маппеты — куклы с широко открывающимся ртом, надевающиеся на руку, — впервые были придуманы американцем Джимом Хенсоном для детской телепрограммы «Улица Сезам». В наши дни такие игрушки завоевали популярность в детских садах и семейных клубах, передвижных театрах и даже подростковых колониях.
Рязанка Вера Кочнева — один из немногих российских мастеров, изготавливающих маппетов. Ее куклы разъехались по всем уголкам РФ и странам ближнего зарубежья. По ее словам, за семь лет «кукольного» творчества она придумала и сделала более 200 персонажей. Кочнева мастерит и ростовые куклы, ее сын делает марионетки. Но пока любимыми творениями остаются маппеты.
Мастерская Веры Николаевны находится прямо в городской квартире. Склад материалов, фурнитуры и заготовок — на лоджии, готовые куклы рассажены рядком на комнатном диване. На полу улыбается красной пастью медвежья голова, ступа из фетра пока отдыхает без эксплуатации, отдельно от Бабы Яги.
Первую половину своей трудовой деятельности Кочнева работала воспитателем детского сада, уйти пришлось по серьезным личным причинам.
– Как только сын пошел в детский сад, начал часто болеть. У меня был большой опыт работы с детьми, но своего уберечь от болезней никак не удавалось. Уволилась и начала заниматься здоровьем ребенка. Через какое-то время узнала, что при Рязанском театре кукол организован пошивочный кооператив. Сначала туда устроился муж, потом и я. Работа предполагала долгое сидение на одном месте в напряженной позе, и я не смогла. Начались проблемы с позвоночником, снова пришлось уйти. Как будто такие мелкие неприятности вели нас к самостоятельной работе над куклами, — рассказывает мастерица, по привычке продолжая прибирать на рабочем столе.
Однажды дочь Настя принесла маме куклу-маппет, которой требовался небольшой косметический ремонт. Вера Николаевна не смогла удержаться и распорола сказочного персонажа, чтобы посмотреть, из каких деталей он состоит, ведь достать подобные выкройки было невозможно.
– Я и сейчас с интернетом не слишком «дружу», а восемь лет назад вообще не представляла, у кого поучиться подобному мастерству. Поняла основные моменты, починила куклу и попробовала мастерить самостоятельно. Получилось не сразу. Приходилось пробовать, действовать «методом тыка», перекраивать и перешивать. Теперь-то у меня уже есть выкройки многих кукол, но новые персонажи тоже требуют кропотливой работы. Мы оформили ИП: я работаю над куклами, муж закупает поролон и другие материалы, изготавливает ширмы для кукольных спектаклей, принимает по интернету заказы и общается с новыми клиентами. Занимается отправлением крупных почтовых посылок. А такие — очень крупные — не часто, но случаются.
По наблюдениям Веры Николаевны, далеко не каждая кукла способна очаровать детскую аудиторию. И дело тут не в избалованности современных малышей.
– Как только маппет открывает свой большой смешной рот и начинает говорить — конечно, голосом актера, — у детей тут же загораются глаза. Все внимание переключается на куклу и у совсем маленьких, и у детей повзрослее. Маппетов воспринимают и особые дети, которые в повседневной жизни очень замкнуты и не хотят общаться с незнакомцами. Их привлекают некая схематичность и яркий цвет персонажей. Как-то мне заказали Айболита и Незнайку — это учителя начальной школы решили провести урок здоровья для детей. Потом рассказывали, что на таких уроках, как говорится, муха пролетела — и то услышать можно было, вот такая тишина стояла.
Вера Кочнева. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
– По каким городам разъехались ваши куклы?
– Легче перечислить, по каким не разъехались, — немного подумав, говорит мастер. — По всему бывшему Советскому Союзу, по российским городам, даже самым отдаленным. В 2013 году нам заказали куклы для детского театра села Бабстово, это в Еврейской автономной области, на самой границе с Китаем. Мне писали, что там у детей совсем нет развлечений. И как раз в том регионе началось наводнение. Мы переживали, что куклы затеряются где-то в дороге, да и вдруг они уже не нужны будут, ведь у людей случилась настоящая беда. Оказалось, наши маппеты не только благополучно прибыли на место, но и сослужили хорошую службу: поднимали настроение и детям, и взрослым в пунктах временного размещения пострадавших. Рассказывали потом, как удивился губернатор, увидев наших кукол, когда приехал проверить положение дел во временном прибежище людей.
Куклы Веры Николаевны «поселились» в детском саду Шахтерска на Сахалине, в хабаровском Центре профилактики негативных явлений в молодежной среде, в Санкт-Петербурге в Центре реабилитации особых детей. Даже в подростковой колонии для мальчиков организован целый театр, главные персонажи в котором — куклы рязанской мастерицы.
– Светлана Медведева была с визитом в колонии для мальчиков, видимо, там ей показали какое-то представление. И она как руководитель многих благотворительных программ и фондов выделила колонии грант на развитие театра. Целых полгода я делала персонажей для подростковой колонии. Мне потом «отчитались»: для кукол подготовлена целая комната с вешалками, закуплены перчатки — их следует надевать на руки, чтобы не запачкать материал изнутри. Теперь подростки, совершившие правонарушения, учатся добру при помощи кукольного театра. Дай бог, чтобы помогло.
– Куда поедут персонажи из сказки «Гуси-Лебеди»?
– В Подмосковье, в город Красногорск. Будут «жить» в семейном клубе.
Кочнева показывает поролоновых птиц, прикрепленных к Т-образной конструкции. Улыбаясь, признается, что еще не придумала окончательный вариант крепежа.
– Нужно как-то сделать так, чтобы они летели, — задумчиво произносит она, а мне кажется, что окружающее для нее вдруг перестает существовать. Только она, палка и поролоновые птицы.
– Как придумываете персонажей?
– Беру в руки старые книжки со сказками и листаю, листаю. Выискиваю то, на чем глаз остановится. Потом начинаю думать. Иду в магазин — думаю, готовлю обед — игрушка все в голове крутится. Потом сажусь и уже делаю, — Вера Николаевна как-то смущенно посмеивается. — У меня же ненормированный рабочий день: хочу — в своих творческих облаках летаю, хочу — шью.
Показывает мне картинку с Бабой Ягой, потом переводит взгляд на уже готовую игрушку. Так сразу и не понять, какая Яга кажется более правдоподобной — «книжная» или изготовленная мастером.
– В последнее время никак не могла придумать, как сделать речку, ведь в сказке она разговаривает. Придумала, вот как-то так будет, — мастер показывает заготовки, приставляя одну часть к другой. — Живая речка получается.
– Есть персонажи, которые никак не хотят получаться?
– Злые не получаются. Кто имел со мной дело, уже знает такую особенность. Заказывают смастерить волка и уточняют в письме: «Волк должен быть очень злым». Я делаю как-то по-другому глаза, добавляю острых зубов, но... Зверь все равно выходит каким-то добродушным. Вот, видите, на фотографии? Совсем не злой, — она даже расстраивается.
Перебираю многочисленных кукол и уже думаю заказать что-то и для маленькой дочери, и для племянников. Оказывается, не все так просто.
– Не стоит брать маппетов просто так, для игры. Что в первую очередь сделает ваш ребенок, заполучив такую куклу? Правильно, наденет на руку и начнет «кусать» родителей, кошку, другие игрушки. Кукла затрется, испачкается и потеряет форму. Помните, я вам говорила про перчатки, которые нужно надеть прежде, чем «оживить» куклу? Подойдут даже нитяные садовые. Но малыша вряд ли можно уговорить предпринять такие меры предосторожности. Так что вам придется подождать, — предостерегает мастер.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости