Новости – Общество
Общество
«Плела скатерть 20 лет»
Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
Как михайловское кружево завоевало внимание царских особ и советских знаменитостей
29 января, 2016 15:24
8 мин
Почти каждый рязанец знает, что город Михайлов Рязанской области славен в числе прочего михайловским кружевом. Но чем оно отличается от вологодского или кружева, возникшего в Ярославской губернии? Почему оно стало визитной карточкой не только районного города, но и региона? За ответами корреспондент «Русской планеты» отправилась в «город кружевниц».
В здании музея на момент моего приезда посетителей не было, сотрудники выполняли текущую работу. Старинные вещи быта, украшенные михайловским кружевом, на самом виду, но за витринными стеклами: домотканые и рукодельные ценности не любят пыли и «любопытных» рук.
Директор музея, Светлана Феофанова, рассказала, что некоторые ценные экспонаты переданы в Рязанский кремль, в то время когда музей был его филиалом, чтобы на них могли посмотреть как можно больше посетителей.
– Немного жалко, но ведь в Михайлов не каждый поедет, хотя именно наши деревни — родина знаменитого кружева. Зародилось как украшение к грубой домотканой одежде. К примеру, эта женская рубаха: ткань на века соткана, много лет ношена, сотни раз стирана, а совсем не полиняла. К тому же, несколько десятилетий в сундуке хранилась. Сколько сил нужно было потратить, чтобы соткать холст, — вот потому и жалели одежду, заплаты ставили, а не выбрасывали. Посмотрите, на манжетах кружевные вставки — вот уже и нарядней рубаха выглядит. Вещи переданы музею местными жительницами, которых уже нет в живых.
Глядя на женскую юбку, висящую за стеклом, Светлана Владимировна вспоминает, откуда повелось высказывание «выскочить замуж».
– Была такая традиция: невеста вставала на лавку, на которой сидели ее подружки, развязывала свою девичью юбку и под причитания девиц спрыгивала с лавки — прямо в женскую юбку, которая уже была разложена на полу. Как бы выскакивала из девичьей одежды в женскую, «замужнюю».
В соседней витрине — рабочие инструменты кружевницы: валик, коклюшки, коробка, в которую сразу же складывались кружева, и аршин. По словам Светланы Владимировны, сверху работа всегда накрывалась чистой тряпочкой, мастерицы, садясь за коклюшки, мыли руки тщательней обычного. Кружева измерялись аршинами, по количеству аршинов работа и оплачивалась.
– Коклюшки изготавливались из разного дерева: осины, клена. Кленовые коклюшки были самыми звонкими и «музыкальными». Срезали с деревьев веточки, высушивали, вырезали, вываривали в масле, снова высушивали. Вверху к каждой коклюшке прибивали монетку, но не до конца, чтоб она звенела, когда мастерица работает. Вот под этот перезвон девушки и женщины пели песни, рассказывали былины. У нас монеток, увы, не сохранилось, только гвоздики видно.
Светлана Владимировна говорит, что в Михайлове не найти такой семьи, в которой не было бы своей плетеи, то есть, кружевницы. Либо бабушка, либо пожилая тетя, кто-то обязательно стучит коклюшками. Уже выросло молодое поколение кружевниц: девочки с удовольствием посещают мастер-классы и кружки.
– Я так и не заинтересовалась кружевоплетением, не переняла мастерство, но мои племянницы такое вытворяют — только удивляюсь. Бабушка у нас, Мария Егоровна Масляева, знатной кружевницей была. Плела даже без сколка, на которой был прописан счетный ряд. Разговаривает, в другую сторону смотрит, а у самой руки так и мелькают. Она в селе Речатники жила, так я ей возила нитки, хлеб да керосин. Прабабушка работала надомницей до преклонных лет, — рассказывает Феофанова и демонстрирует мне бабушкину работу, выставленную в витрине. — До 85-ти лет плела, хотя уже и подслеповатая была. Свою работу нам, детям, трогать руками не давала, только посмотреть.
Светлана Феофанова. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
С сожалением поясняет, что сейчас не может показать мне некоторые работы, помещенные в запасники музея. Потому что это очень серьезное дело — достать вещь из запасников, хранятся экспонаты по очень жестким правилам.
– Среди опечатанных вещей, к примеру, находится скатерть, на которой вышита народная мудрость: «Лень мучит, а труд учит». Местная жительница Синегубкина плела эту праздничную скатерть 20 лет, с 1854 по 1874 год.
Со временем кружевоплетение как украшательство собственных одежд и дома превратилось в торговый промысел: Михайлов и в прошлые века располагался на пересечении торговых путей. Большим спросом михайловское кружево пользовалось на Нижегородской ярмарке, отправлялось в Индию, Турцию. Толчком к развитию кружевоплетения как ремесла послужили серьезные пожары, случившиеся в уезде в 1878 году. Чтобы хоть как-то поправить бедственное положение крестьян, земледелица Казначеева закупила полотна и ниток, тем самым дала женщинам возможность заработать. И уже в 1882 году михайловское кружево было по достоинству оценено самой царицей. Известно, что к концу XVIII века в Михайловском уезде насчитывалось порядка 3000 кружевниц, в начале XX века — около 10 тысяч.
– Первая мировая и Великая Отечественная войны губительно сказались и на промысле, и на самом мастерстве местных кружевниц. Нашим прабабушкам было не до украшений, секреты михайловского кружевоплетения были почти утеряны. В 50-х годах прошлого столетия артель местных мастериц изготавливала только белое кружево, которое совсем уже не пользовалось спросом. Как раз в те годы в Рязань направили работать Диану Смирнову — она трудилась инженером кружевной отрасли в Облкружпромсоюзе. Заинтересовалась михайловским кружевом, начала ездить по селам, изучать и собирать сколки (своеобразные схемы плетения рисунка. — Примеч. авт.) по домам местных жителей. Вот так возродилось наше кружево, — продолжает Светлана Владимировна.
Впоследствии михайловские рукодельницы неоднократно занимали призовые места на всевозможных конкурсах и выставках, даже международных, в конце 70-х их пригласили в Москву на встречу с советскими знаменитостями: Андреем Мироновым, Василием Лановым, Леонидом Утесовым. Женщины потом рассказывали землякам, какими простыми и приятными в общении оказались эти легендарные люди.
– Чем именно михайловское кружево отличается от любого другого?
– Оно было многопарное, численное (по числу булавочек и переплетений), плелось по памяти, когда перешли на промышленную основу, стали пользоваться сколками. В старину кружево было цветное, изначально цвета были красные, белые и синие, позже добавились желтый, зеленый и черный цвета. И не просто так, для красоты, а каждый цвет символизировал что-то важное, красный цвет — жизнь, праздник; желтый-солнце, голубой — небо, зеленый — растения, «пасмурный» черный — это земля, без нее никуда. К слову, в каждом селении превалировал свой цвет.
Михайловское кружево — как и любая ручная работа — ценится высоко как в России, так и за рубежом.
– Наша фабрика «Труженица» представляла михайловское кружево на Олимпиаде в Сочи. Кружевные сувениры, по-простому говоря, раскупили мгновенно, без остатка. Несколько лет назад главный художник «Труженицы» Татьяна Преснова начала изготавливать новую сувенирную куклу-коклюшку — куколку, сделанную из коклюшки, в народном костюме с отделкой из нашего кружева. Уже сейчас сувенирная кукла стала популярной, а ведь идея возникновения придумана была здесь, в этом зале музея, — вспоминает директор.
– Наверное, в каждом доме Михайлова есть вещи, украшенные знаменитым кружевом?
– А как же. У кого-то остались семейные реликвии, да и современное кружево у наших михайловских женщин выходит ничуть не хуже. А я старые семейные кружева сюда, в музей отдала, хотя мама долгое время не соглашалась. Пришлось долго уговаривать. Я думаю, пусть люди любуются.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости