Новости – Общество
Общество
«Психологические проблемы не меняются со времен Шекспира»
Кабинки психологов-консультантов. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
Кто и зачем звонит на рязанский «Телефон доверия»
16 февраля, 2016 15:40
8 мин
Российская телефонная психологическая служба перешагнула 30-тилетний рубеж — она была создана еще в семидесятые годы прошлого века. Рязанский «Телефон доверия» немного «моложе»: в этом году он отметит свое 20-летие. За это время специалисты приняли более 40 тысяч звонков от рязанцев, которым требовалась психологическая помощь. С какими проблемами звонят рязанцы, в какое время на них «накатывает» отчаяние, «Русской планете» рассказал заместитель главного врача Рязанского психоневрологического диспансера Вадим Комаров.
– Как возник «Телефон доверия» в Советском Союзе, ведь тогда психологические отклонения были весьма закрытой темой?
– Инициатива создания службы «Телефон доверия» принадлежит выдающемуся отечественному психиатру, профессору Московского НИИ психиатрии Айне Григорьевне Амбрумовой. Амбрумова изучала суицидальное поведение, и «Телефон доверия» изначально должен был представлять собой срочную помощь тем, кто стоит на грани суицида. В других странах подобные службы чаще работают либо на волонтерской основе, либо на базе каких-то социальных служб. У нас же так повелось, что служба создавалась и работает в системе здравоохранения, а точнее в структуре психиатрической помощи. Ведь речь-то идет об эмоциональных, то есть душевных, а значит психических (ведь «психе» по-гречески — душа) проблемах, и поэтому суицидологическая помощь относится к сфере психиатрии. Развитие «телефонов доверия» началось со столиц, и с городов-миллионников, а до Рязани «докатилось» только в 90-х, с некоторым опозданием. У нас служба возникла благодаря энтузиазму основателя нашей телефонной психологической помощи Людмилы Кузьминой. Она заведовала данной службой в Магадане, а потом, уже имея опыт такой работы, переехала, как говорится, «на материк». Рязанский «Телефон доверия» «кочевал» с одной базы на другую, одно время функционировал на базе наркологического диспансера, психоневрологического диспансера, центра медицинской профилактики и с 2010 года снова обосновался у нас, на базе психоневрологического диспансера.
– Почему именно в 2010-м?
– В связи с бушевавшими тогда лесными пожарами. У людей было сильное потрясение, они уже звонили не для того, чтобы мы оказали какую-то психологическую помощь, а просто спрашивали: «Что нам делать-то?» У наших консультантов уже висел перед глазами список с телефонами всех служб, которые могли помочь пострадавшим, или просто перепуганным людям. Успокаивали, давали практические советы, люди успокаивались, получается, помощь оказывалась не только психологическая, но и диспетчерская. Ведь когда человек уже четко знает, что делать, не мечется хаотично, получает план действий, места для отрицательных эмоций становится меньше, и он начинают действовать. В те трудные для многих рязанцев моменты мы смогли обеспечить службу «Телефона доверия» кадрами. Специалисты нашего телефона — в основном медицинские психологи, выпускники факультета клинической психологии медицинского университета. Навык телефонного разговора с нуждающимся в психологической помощи формируется уже в процессе обучения, особенно у тех, кто интересуется именно сферой телефонной психологической помощи. Есть достаточно разработанные методики, в которых даны четкие алгоритмы общения с обратившимися. Хотя, безусловно, определенные качества личности консультанта «Телефона доверия» тоже важны.
– «Телефон доверия» был создан для решения каких-то конкретных психологических проблем?
– Именно. Главной задачей специалистов службы является предотвращение попыток суицидов. Когда звонят и говорят: «Я сейчас собираюсь выброситься в окно», или там «наглотаться таблеток». На самом деле, подобные звонки раздаются нечасто. Гораздо больше звонков, так скажем, потенциально суицидальных, чаще всего связанных с внутрисемейными проблемами: недопонимание, равнодушие, алкогольная и наркотическая зависимость близких. Именно эти проблемы актуальны для людей. Никто не жалуется консультантам на нестабильность экономики, не выказывает волнение по поводу боевых действий в Сирии, но подобные процессы порождают высокий уровень напряженности в обществе. Что мы там видим и читаем? В Белгороде доктор убил пациента, в Крыму пациент убил доктора — вот отражение общей ситуации. И на эти глобальные напряжения накладываются «маленькие» проблемы простого человека — в результате эмоции захлестываются, в том числе и выплескиваясь в виде звонков нашим консультантам.
– Молодые люди обращаются?
– Очень молодые нечасто. У подростков, молодежи есть соцсети — с одной стороны, это не слишком здорово, с другой — возможность «спустить пар». Так что это такой вот, хоть и не профессиональный, альтернативный телефон доверия.
– С чем связано большинство тревожных состояний обратившихся?
– Вечные темы: смерть близких, измена, развод, непонимание с детьми. Порой ситуации крайне тяжелые. Вот живут себе две женщины: мама с дочкой. Дети-внуки выросли и разъехались, мужа нет, и вот вдруг мама умирает. Дальше — одиночество, пустота, неприкаянность. Отношения между родителями и детьми — каждое новое поколение не хочет жить так, как жило предыдущее. Звонят родители — не понимают своих детей, боятся за них. Звонят созависимые — родственники алкоголиков и наркоманов. Еще одна категория — мамы безнадежно больных детей. Они, как правило, не работают, вся их жизнь — это уход за больным ребенком, общение с врачами и с мамами таких же детей. Но дети с врожденными заболеваниями, как правило, умирают достаточно рано. Это само по себе огромное горе, ежедневный психологический стресс, а после смерти ребенка, если нет других детей, женщина не знает, куда себя деть. Работы нет, «здорового» круга общения — тоже. Жизнь больше нечем заполнить, итог — затяжная депрессия. Звонят и сами зависимые от алкоголя: выпивка закончилась, сотоварищи разошлись по домам, жизнь катится под откос, впереди — ничего. Понять можно: сейчас многие «бьются, как рыба об лед», но не ощущают отдачи, не понимают, для чего вообще живут и работают. Трезвому-то трудно решиться звонить на «Телефон доверия», ведь принято считать, что мужики не плачут. А алкоголь облегчает возможность позвонить. Кстати, звонки страдающих алкоголизмом у нас чисто «мужская» проблема. Признаться в этом у нас социально приемлемо, в отличие от зависимых от алкоголизма женщин. Обращаться напрямую к врачу наркологу может показаться стыдным: а вдруг в наркологическом диспансере встретишь каких знакомых, а вдруг потом встретишь где-то в городе врача и он на тебя не так посмотрит? Подобным образом думают многие зависимые. А звонишь по телефону — можно нарисовать себе любой образ собеседника, вплоть до «уютной» доброй бабушки, которой можно «поплакаться в жилетку».
Заместитель главврача Рязанского психоневрологического диспансера Вадим Комаров. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
– Можно ли очертить какие-то социальные границы нуждающихся в психологической помощи?
– Нет, пожалуй, «богатые тоже плачут». Скучающие жены состоятельных мужчин — те самые дамы в «золотой клетке», брошенные жены состоятельных мужчин. Для них сменить уровень жизни, стиль жизни — катастрофа. Звонят и мужчины. На заре 90-х был случай: на «Телефон доверия» позвонил мужчина и беседовал со специалистом целый час. По времени ограничений нет, любопытно другое: он звонил с сотового телефона. Час разговора по мобильнику в те времена стоил как хороший мотоцикл. И вот ведь — тоже на что-то жаловался, но сути разговора как раз никто не запомнил, все затмил этот сотовый.
– Изменились ли проблемы рязанцев с середины 90-х?
– Нет, личные психологические проблемы не меняются со времен Шекспира. Перестройка, политика, внешние войны, выборы — это, хоть и затрагивает каждую семью, не является поводом для звонка в нашу службу.
– «Телефон доверия» помогает людям? Спасает от страшного последнего шага?
– Однозначно. Даже просто тем, что он есть. Ведь для многих обратившихся очень важно услышать доброе, сочувственное слово, слово понимающего человека. Ведь многих отчаявшихся людей подталкивают к крайним мерам одинаковые проблемы: одиночество и непонимание, ощущение себя лишним в этой жизни.
В 2015 году на рязанский «Телефон доверия» поступило 1926 звонков, из них 1197 раз обратились женщины, 729 раз — мужчины. 18 человек сообщили о своем желании покончить жизнь самоубийством.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости