Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Люди раньше добрые были, даже старообрядцы»

Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Жители вымирающей деревни Чембар — о староверах, жизни в изоляции и секретах долголетия

Екатерина Вулих
16 июля, 2015 16:40
14 мин
«Ни одной живой души» — такая мысль крутилась в голове, пока я «знакомилась с достопримечательностями» деревни Чембар Шиловского района. Достопримечательностей всего три: заросший деревьями по самую крышу храм Казанской иконы Божьей Матери, давно заброшенная школа-«трехлетка» и старообрядческое кладбище.
Официальные источники немногословны относительно этой деревни. Территориально относится к Краснохолмскому сельскому поселению; согласно переписи 2013 года, в живых значится 29 человек. Есть сведения о том, что возникло село в середине XIX века как выселки соседнего села Лукмос. К концу века выселки стали центром Чембарской волости Сапожковского уезда. Большую часть населения составляли старообрядцы: 158 душ мужского и 174 души женского пола. В день моего приезда местные жители «рассчитались на первый-второй» и обнаружили 11 «душ обоего полу». Преимущественно пенсионеров.
Руины церкви с виду похожи на другие такие же заброшенные церкви Рязанской области. Но стоит войти, замечаешь отличие: справа и слева стоят огромные печи для обогрева помещения. В одной из них припрятана пара веников, бутылка с водой, еще какие-то принадлежности для уборки. Позже мне расскажут, что пару лет назад отсюда вывезли весь мусор — видимо, собирались реставрировать. И сейчас по праздникам в этом храме проводится служба. А пока мне известно только то, что с позапрошлого века в церкви служили староверы.
Чуть в стороне от церкви — деревянный покосившийся дом. Кажется, он тоже совсем заброшен, но нет: через оконные стекла виднеются стопки дров. Да и внутри, несмотря на проваленные полы и сгнившие потолки, которые вот-вот надумают рухнуть, комнаты с дровами закрыты на замок. Кто-то пользуется строением как складом.
Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
Центральная деревенская «площадь» являет собой лавочку, разрушившийся кирпичный магазин, искореженную за ненадобностью металлическую остановку общественного транспорта (который больше не ходит) и… телефонную будку с аппаратом жизнеутверждающего красного цвета. Снимаю трубку — в ней раздается самый настоящий длинный гудок; вот только пластиковых карточек, с помощью которых срабатывает этот аппарат, не видно в продаже уже лет пять. И ни одного человека, который пожелал бы воспользоваться телефоном, я не увидела на двадцатикилометровом отрезке.
Дальнейший путь и вовсе ознаменовался непонятной чертовщинкой. Непосредственно у тропы, ведущей в лес, на староверческое кладбище, погасли все индикаторы на приборной панели, замолчал приемник. Опасаясь остаться в этом безлюдном месте навсегда, проехала вперед — приборы заработали. Вернулась — электрика снова «умерла».
Старообрядческое кладбище укрыто от глаз случайных любопытных глубоко в лесу. Но еле заметная дорога все же имеется. Как только подходишь к покосившимся крестам и оградкам, в памяти всплывает цветаевское — про кладбищенскую землянику. Удивительно крупная, яркая, словно светящиеся лампочки новогодней гирлянды. Подберезовики и маслята — тоже как с картинки. Ничем другим кладбище староверов не отличается от «обыкновенного», разве что фотографиями на медальонах. Старики — с белыми длинными бородами, старушки — в наглухо завязанных платочках, надвинутых на самые брови. Одни могилы давно заброшены, кресты заросли мхом, на другие явно наведываются родственники. На одной оградке зачем-то повязана георгиевская лента. А вот и последнее пристанище последней старообрядки Ефросиньи Ивановны Бастрыкиной. Она скончалась в 2007 году.
Промокшая до пояса, выбралась обратно к дороге, отъехала с неработающими приборами — через десяток метров лампочки весело замигали зелеными огоньками. И появился первый за 2 часа моих блужданий путник. В рваной дубленке, панамке защитной раскраски и бордовых резиновых сапогах.
– Здравствуйте, вы — местный? Скажите, а тут есть жилые дома?
– Все живые будут на кладбище, мои все уже на кладбище, и мне там быть.
– Сочувствую, а…
– Вон там, — выдохнул мужчина перегаром, махнул рукой и отправился дальше.
Двух местных жителей, мать с сыном, удалось отыскать километрах в трех от главной дороги. Несколько строений — одни полностью разваленные, другие просто кособокие — «кучкуются» в одном месте, за сорняковым полем и бывшим яблоневым садом. Проржавевший советский грузовик и кузов «мерседеса», колодец и открытые нараспашку два дома — картина, внушившая надежду на встречу хоть с кем-то живым. Правда, на мои призывные крики жильцы отозвались не сразу: глуховаты, да и телевизор работает на полную громкость.
Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
– Ой, журналист? К нам? А чем же вас угостить? Жень, ты достань там конфетки, сухари, ставь чайник, — не на шутку разволновалась 80-летняя Галина Ростиславовна. — Если б знали, вчера б купили печенье.
Закупить продукты жители Чембаря могут по субботам — по главной дороге проезжает автолавка и останавливается возле каждого съезда к домам. В этом же фургоне можно получить пенсию. Только спиртное не развозят — за ним приходится ходить в соседнюю деревню, за несколько километров. Летом пешком, зимой — на лыжах.
Евгений уверяет, что сейчас зимы «стали не те».
– Сейчас-то я быстро на лыжах дохожу до автолавки или Лукмоса, а вот когда маленьким был — то были зимы. Выходишь из дома в школу — оп! — провалился по пояс. Возвращаешься домой, переодеваешься и уже никуда не идешь, — смеется он и закуривает. — Хорошее время было.
Как оказалось, тот самый домишко с дровами возле церкви и был начальной школой. В ней учились дети окрестных сел Шиловского района и пограничного с ним — Сапожковского.
– А я была бригадиром на крахмальном заводе, — очнулась от затянувшегося удивления приездом корреспондента Галина Ростиславовна. — Тут завод был большой, вся округа работала. Еще Краснохолмская швейная фабрика была, там лифчики шили и носовые платочки. Все работали.
– Крахмальный завод во-о-он там, за логом. Но нужно вокруг объезжать, по дороге. Лог глубокий, вам с непривычки не пробраться, там однажды мужик один наш зимой замерз — выбраться не смог. Там Петруха Першин живет, все покажет и расскажет. А завод наш крахмальный развалился. Раньше-то у нас огромные поля были картофелем засажены, а теперь, говорят, крахмал за границей покупаем. Неужели снова свое производство нельзя запустить? — рассуждает Евгений.
Галина Ростиславовна продолжала искать в шкафу «сладкое угощенье».
– Галина Ростиславовна, печку вы до сих пор топите?
– А как же? Женька дрова рубит, заготавливает, я топлю. Готовим на газу — в баллонах покупаем.
– Газифицировать не обещали?
– Оно нам надо? — снова закуривая, удивляется Евгений. — В соседнем селе провели, да никто подсоединиться к трассе не спешит: огромные тысячи нужны. У нас таких денег отродясь не видели.
«Староверцы с нами за один стол не садились»
– А когда я работала бригадиром на крахмальном заводе — хорошо жили, — снова вступает в разговор старушка. — Люди добрые были, даже старообрядцы. Хоть и странные, но добрые.
– Чем странные?
Галина Ростиславовна пожимает плечами и уточняет, что «обычные люди, как и мы, только странные».
– Обычаи у них были. К примеру, попросишь попить — дадут, но только чашку после этого разобьют, не станут пользоваться. Только со своей посудой нужно было, а кто ж со своим стаканом пойдет к соседям просить воды? — Евгений заразительно смеется. — Сами в гости заходили, но редко и неохотно, по сильной нужде. У нас ничем не угощались, как будто мы заразные. Осуждали, если еда не покрыта какой-нибудь салфеткой. А чего ее покрывать, от мух, что ли?
По словам хозяев, соседи-староверы не любили, когда при них курят, выпивают. В дни праздников старались не попадать в гущу событий, потому что не хотели находиться рядом с пьяными. Но и не ругались, своих взглядов не навязывали, «права не качали».
– А еще очень недовольные были, если кто в рабочий день гулянку устроит, это у них страшным грехом считалось. А может, у человека день рождения, или сын родился? Чего ж не отметить? Так они чуть ли не уши затыкали, чтоб не слышать музыку и шутки, заставить замолчать других они ж не могли. Взрослые еще с пониманием относились, молодежь и дети специально над ними подшучивали, под окнами иногда запевали частушки. Дети ж, чего с нас взять тогда было? Да и то: что это еще за староверчество, когда мы пионерские галстуки носили, у нас атеизм проповедовался, не было никакого Бога. Не стриглись они, не брились. В одной столовой с нами не ели. Да и вообще — с продуктами и едой у них какая-то непонятка была. Старались свое выращивать, а что покупать приходилось — то, говорили люди, они отмаливали. Шептали свои молитвы — чтобы, значит, очистить продукты от нашей скверны.
Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»
– Работали вместе со всеми?
– Конечно, иначе нельзя было. И на крахмальной фабрике, и в поле. Но как-то со временем одни старики остались, они уж и не работали. А дети… Ведь были ж и дети у них, но — как-то в город незаметно перебрались. Значит, и от веры их отступились, и от родителей? Словом, последняя их старообрядка, теть Фрося, померла в 2007 году. Да и все село начало вырождаться. Нас тут 11 человек я насчитал, да и те — в 2–3 километрах друг от друга. По полгода не видимся, пока бездорожье не сойдет.
Добравшись лесной просекой до «соседнего» дома, позвала хозяина, постучала по распахнутой калитке, только потом заметила, что входная дверь закрыта на… палочку. Обычная деревянная палочка просунута в ушки для навесного замка. Дровяной сарай, сарай с домашними и огородными орудиями труда — все открыто настежь; перед домом деловито разгуливает курица.
Хозяин возник словно из ниоткуда: сам лохматый и кудрявый, с лохматой же собакой Дунаем. За пару минут словоохотливый чембарец выдал информацию о своей «шибко нёской» курице, о том, что ходил через лог в гости, что уже накосил стог сена приятелю и что у него есть кофе с малиновым вареньем в качестве угощенья. Что варенье свежее: сам вчера наварил. Пес Дунай при этом натурально улыбался, радуясь новому человеку, попавшему в поле зрения и обнюхивания.
– А мне уж сказали, что с города к нам приехали, писать про нас будут. А чего писать? У нас все в порядке, не безобразничаем, мирно живем. Картошку сажаю — не имею права не сажать, потому как есть-то что-то надо? И детей еще снабжаю. А мне уж 83 года, во как! — радостно улыбнулся Петр Петрович Першин и решил передохнуть от произношения своих скороговорок.
Поставил чайник, вытащил из холодильника пластиковый ящичек, доверху наполненный яйцами, похвалил свою курицу. Сводил на огород, похвалился ровными грядками, на которых не было видно ни единого сорняка, ни одного жучка.
– Вы один за всем этим ухаживаете?
– А чего? Не трудно. Утром встал — прополол, полил, поесть приготовил, сходил по делам или в гости к кому. Зимой — на лыжах. Главное — на дорогу выбрался, а там уж чеши, куда хочешь. А я привычный, лесником 25 лет проработал в нашем лесничестве. 400 гектар на мне было. Летом — на лошади казенной, зимой — на лыжах. Как только заслышу звук топора — бегом бегу, чтоб поймать безобразника. Раньше же и щепки нельзя было из казенного лесу утащить. Это потом при Горбачеве стали все разграбливать, при Ельцине. А вот вы видите, кругом — деревья, этакий подлесок, а где уже и взрослый лес? Так вот, на этих местах везде поля были с пшеницей, картофелем. А сад яблоневый был — за неделю не обойти, если пешком.
– Одному зимовать не страшно?
– С чего бы? Я тут родился, каждый куст знаю. А вот недавно было приключение. Заходу в дом, оборачиваюсь — за Дунаем какая-то рыжая собака увязалась. Пригляделся — а то лиса. Я ее прищемил дверью, убил, в общем. Это только бешеные лисы так укусить своей слюной больной хотят. Это уж вторая лиса бешеная за сезон была. Я с ними обеими расправился. А Дунай не тронул — он добрый.
– Со всем вы успеваете справляться.
– А чего ж? Я еще в порядке, очков не ношу, в костылях не нуждаюсь. Да и залетка моя (жена — Примеч. авт.) еще жива, только она сейчас в Шилове, у дочери. Она на 5 лет меня старше, и то нормально себя чувствует. А я… Я ж просто не курю, усугубляю понемногу, зато помногу хожу пешком, вот и весь секрет.
Уезжала из деревни с яйцами от «нёской курицы» и малиновым вареньем — иначе не отпускали. Хотелось прихватить с собой пакетик настоящего лесного воздуха, да не изобрели еще таких технологий. Кстати, приборная доска у дороги на старообрядческое кладбище снова на пару минут «забарахлила».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ