Новости – Общество
Общество
«Земной рай» Андрея Тарковского
Фото: Екатерина Жмырова
В Рязанской области прошли мастер-классы для молодых кинематографистов с участием режиссера Андрея Звягинцева и мультипликатора Юрия Норштейна
1 сентября, 2014 17:14
9 мин
Далеко не все рязанцы знают, что в маленьком поселке Мясной Путятинского района часто бывал великий режиссер Андрей Тарковский. Он купил здесь дом в начале 70-х годов и очень любил приезжать сюда, называя это место «земным раем». Дом режиссера не является музеем, но открывает свои двери для людей, неравнодушных к кино. Корреспондент РП побывала на мастер-классах «В сторону Тарковского», которые прошли с 22 по 26 августа, и узнала, почему ребята из Москвы и Петербурга решили провести конец лета в рязанской деревне.
Поселок Мясной расположен примерно в 100 километрах от областного центра. С первого взгляда — это обычная глухая рязанская деревушка с покосившимися домами, живописной речушкой и обсыпными яблонями. Местные старожилы с удовольствием вспоминают о том, как болтали о бытовых проблемах с самим Андреем Тарковским, а по мостику к реке бегали купаться знаменитые советские актрисы. Именно в Мясном, по воспоминаниям режиссера, ему дышалось и писалось особенно легко. Здесь были созданы сценарии к фильмам «Зеркало», «Сталкер», «Солярис». А позже дом, который Андрей Арсеньевич и его жена Лариса создавали своими руками, учитывая каждую мелочь, стал прототипом того самого «семейного гнезда», по которому ностальгировал Тарковский в своих поздних фильмах, снятых уже после его отъезда за границу.
Так называемые «Тарковские чтения» проводятся в Мясном во второй раз. В 2012 году сюда уже приезжали студенты и выпускники ведущих российских кинематографических вузов и киношкол. Мастер-классы планировалось проводить ежегодно, но из-за проблем с финансированием, сделать это удалось лишь через два года. В самом Мясном поселить слушателей и преподавателей пока негде, поэтому нас разместили в соседних деревушках Шилово и Летниках, и каждое утро привозили сюда на смешном и очень кинематографичном желтом школьном автобусе. Занятия проходили прямо на улице. Все очень просто, мило и непритязательно. О цивилизации напоминали лишь пластиковые стулья и установленный по такому случаю кулер, чтобы можно было в перерыве выпить чаю с печеньем.
На мастер-класс в Мясной приехали около двух десятков человек. Возраст слушателей — от 20 до 40 лет. Для многих ВГИК или Высшие режиссерские курсы — второе образование. Причем, первое никак не было связано с кино. Люди приходят учиться режиссуре не только после филфака или журфака, но и после математических или экономических институтов. Те, кто постарше, старались задавать мастерам режиссеру Андрею Звягинцеву, мультипликатору Юрию Норштейну и философу Игорю Евлампиеву вопросы по существу, двадцатилетние — более эмоциональны.
Одна из самых юных участниц Галина Шахова приехала из Санкт-Петербурга. Девушка учится на режиссера анимации в университете кино и телевидения. Говорит, что выбор профессии был очевиден для нее еще в детстве. Какое-то время она разрывалась между живописью и театром. Но после поняла, что анимация — это как раз то, что поможет совместить эти два увлечения. А сейчас, создав свой первый мультфильм, убедилась, что сделала единственно правильный выбор:
– Эти несколько дней стали настоящим праздником и потрясающе душевым отдыхом, после которого хочется творить, общаться и снова творить! Я встретила старых знакомых и обрела новых друзей. Ребята просто удивительные! А о возможности пообщаться в неформальной обстановке с такими мастерами, как у нас, можно было только мечтать. Они открыли для меня новые грани кинематографа и научили по-новому воспринимать кино.
Еще один слушатель из Питера Кирилл Пругалов учится в аспирантуре, пишет диссертацию по европейскому киноискусству второй половины ХХ века. Увлекается религиозным кино. Именно поэтому захотел побольше узнать о творчестве Андрея Тарковского, и не из книг, а в том самом месте, где можно почувствовать еще и атмосферу, в которой создавались «Зеркало» или «Солярис»:
– Я узнал об этом мастер-классе еще когда его проводили в 2012 году, но тогда не смог попасть, не успел. Мне уже позже девушка, с которой вместе поступали в аспирантуру, о нем рассказала. Для меня это такое расширение пространства. Вы знаете, я тут спал по 4 часа в сутки. Потому что мы с ребятами-режиссерами после занятий еще полночи их фильмы смотрели, обсуждали и разбирали. Сам я собираюсь работать киноведом, поэтому посмотреть работы начинающих кинематографистов было очень интересно. И могу сказать, что не так уж все плохо обстоит с современным кинематографом, как я думал.
Мария Покровская — москвичка, студентка 5 курса киноведческого факультета ВГИКа — говорит, что те книги и дневники Тарковского, которые удавалось найти, изучила вдоль и поперек, так как все предыдущие годы учебы писала о творчестве режиссера многочисленные рефераты и курсовые:
– Меня интересует буквально все, что касается этого выдающегося режиссера. Когда читала «Мартиролог» — дневник Тарковского — то очень ярко, подробно и в деталях представляла себе дом в Мясном, который он так любил и куда так стремился. Я даже и подумать не могла, что этим летом смогу там побывать. И не просто зайти в дом, ощутить его атмосферу, но еще и побродить по окрестностям, познакомиться с людьми, которые его видели, которые с ним дружили.
Дом Андрея Тарковского действительно сохранил потрясающую атмосферу. Снаружи он выглядит заброшенным — краска облупилась, окна заколочены досками. Но когда заходишь внутрь, создается впечатление, что хозяева живут здесь постоянно, просто уехали на время. Сейчас дом великого режиссера принадлежит его сыну Андрею. Правда, сам он живет во Флоренции и приезжает сюда нечасто. За домом следит родственница Тарковских Татьяна Найденова. Она и хранитель, и экскурсовод, и один из инициаторов проекта «В сторону Тарковского». Говорит, что здесь все осталось на тех же местах, как и при жизни режиссера. А вот своей души после отъезда Тарковского за границу дом лишился. Именно поэтому появилась идея привлекать сюда творческую молодежь, которая, возможно, сможет дать этому месту вторую жизнь.
– Мебель вся из Москвы, из комиссионки, старинная, за бесценок купленная, — объясняет Татьяна Найденова. — Она была дешевая тогда, потому что люди переезжали в малогабаритные квартиры и, конечно, все это было не нужно. А Андрей и его жена Лара они в этом понимали. Они очень любили этот дом. Денег особо не было, но, тем не менее, они очень старались сюда привезти все-все-все. Андрей Арсеньевич сам рисовал эскизы, а Лариса Павловна воплощала их в жизнь. Например, вот эти изразцы они везли из Таллина, когда там снимали «Сталкер». Вот не лень им было везти сюда? Машины у Андрея никогда не было, это надо было с кем-то договариваться. Андрею хотелось, чтобы все здесь было из дерева — полы, дубовые балки на потолке. Даже покрывала на кроватях сделаны по его эскизам. Это холстина такая просто бросовая. Ее красили в мастерских «Мосфильма». Видите, какое решение? Чередуются зеленые занавески и рыжие.
Татьяна Найденова ведет нас в кухню. Рассказывает, что все, что здесь есть, куплено еще в 70-х — шторы, посуда, банки для крупы, до сих пор работающий холодильник. Деревянную разделочную доску расписывал актер Анатолий Солоницын. Раньше таких было три, но две украли в начале 90-х. Тогда в дом Тарковского несколько раз залезали воры. Причем, уносили сущую ерунду — постельное белье, старую одежду. Двоим грабителям даже дали реальные сроки. Причем, потом эти люди писали семье Тарковских письма из тюрьмы и просили прощения. Сейчас здесь есть охрана. Но, как говорит Татьяна Найденова, если уберечь от воров дом как-то удается, то вот уберечь его от времени гораздо сложней. Показывает, что с потолка в кухне отвалился кусок штукатурки. Еще неделю назад этого не было.
– Как раз перед началом мастер-классов я зашла сюда посмотреть и вот, видите, обвалился кусок потолка. У меня первая была мысль, что дом будто кричит: «Помогите мне! Помогите!» Мы, конечно, стараемся, как можем, но этого недостаточно. Нужны единомышленники. Понимаете, это же не музей, это частный дом. И мы не хотим, чтобы здесь был музей. Это толпы туристов. Людей, которые будут просто приезжать и уезжать. Ну платить там по 100-200 рублей за экскурсию. Я смысла в этом не вижу. Я хочу, чтобы сюда приходили люди, которые действительно в этом заинтересованы. Чтобы не формально это было, не 200 рублей в глазах, а чтобы от их посещения была польза, чтобы дом этим жил. Надеюсь, что реставрация в ближайшее время будет сделана, откроются окна и будет ощущение праздника.
Министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов спрашивает у гостей, что понравилось и чего не хватило. Ребята отвечают хором:
– Времени. Хотелось бы, чтобы мастер-классы проходили не четыре дня, а хотя бы неделю.
– Мы хотим сделать здесь объект культурного наследия, — говорит Виталий Попов. Условно говоря, некий центр Тарковского. Все это будет охраняться — дом, банька, сарай. Планируется, что в будущем участники мастер-классов будут учиться в нормальных аудиториях, смотреть фильмы в нормальных кинозалах. Была даже идея сделать гостевые дома из фильмов Тарковского — один из «Сталкера», второй из «Соляриса», третий из «Зеркала». Хочется, чтобы в Мясной приезжали не только кинематографисты, но и поэты, музыканты, то есть вся творческая интеллигенция. Это, конечно, амбициозные планы, но то, что сюда будет паломничество, мы в этом просто уверены. Вот такие у нас идеи. А у вас какие-то еще пожелания есть?
– А можно нам на следующий год тем же составом?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости